Автор Владимир Набоков
"01" июля 2015 года на сайте Федеральной палаты адвокатов появилась новость с названием «особый статус», из текста которой следует, что Государственной думой принят законопроект, закрепляющий специальные организационно-правовые формы для адвокатских палат и адвокатских образований.
Тем не менее, законопроект члена Комитета Совета Федерации по экономической политике Антон Белякова, внесённый на рассмотрение в Государственную Думу "29" апреля 2015 года, до сих пор Государственной думой не рассмотрен.
Законопроект об был подготовлен Министерством юстиции, также в работе по законопроекту принимали участие члены Федеральной палаты адвокатов, но при этом законопроект не был опубликован на сайтах Адвокатских палат, так и на сайте Федеральной палаты адвокатов, широкие круги адвокатского сообщества не были ознакомлены с текстом данного законопроекта в период работы над ним, онлайн опрос адвокатов, с помощью которого адвокаты могли бы внести свои замечания к тексту законопроекта об адвокатском запросе также не проводился.
Подробно о содержании законопроекта об адвокатском запросе, поступившего весной 2015 года на рассмотрение в Государственную думу, стоит поговорить отдельно.
Что же касается новости об особом статусе для адвокатских образований теперь к перечню организационно-правовых форм юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, добавлены «адвокатские палаты» и «адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами».
Особенно выделяются адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами так «Адвокатскими образованиями, являющимися юридическими лицами, признаются некоммерческие организации, созданные в соответствии с законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре в целях осуществления адвокатами адвокатской деятельности. ……… Адвокатские образования, являющиеся юридическими лицами, создаются в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации.
……….. Особенности создания, правового положения и деятельности адвокатских образований, являющихся юридическими лицами, определяются законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.».
«В пояснительной записке к законопроекту указано, что в настоящее время адвокатские палаты и адвокатские образования относятся к такой организационно -правовой форме некоммерческих организаций, как ассоциации (союзы), при этом «модель самоуправления российской адвокатуры, в отличие от закрепленной в гражданском законодательстве модели управления ассоциациями (союзами), построена на началах коллегиальности. Органами управления, как Федеральной палаты адвокатов, так и адвокатских палат субъектов Российской Федерации, являются Всероссийский съезд адвокатов (региональные собрания или конференции) и советы соответствующих палат, а не единоличные органы управления. Данная модель применяется более десяти лет и основана на полуторовековом опыте деятельности российской адвокатуры, что способствовало созданию эффективной и демократичной системы функционирования адвокатских палат.
Все это отвечает задачам самоуправления и обеспечения условий для реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции Российской Федерации)».
«По мнению авторов законопроекта, его принятие позволит уточнить порядок создания и деятельности некоммерческих организаций, в рамках которых адвокатами оказывается квалифицированная юридическая помощь, максимально ориентированная на потребности граждан в получении указанной помощи и интересы практики, что будет способствовать повышению эффективности реализации конституционного права каждого лица на получение квалифицированной юридической помощи, закрепленного ст. 48 Конституции РФ, закрепленной в гражданском законодательстве модели управления ассоциациями (союзами), построенной на началах коллегиальности».
Правда остаётся вопрос о том, что важнее для наших доверителей возможности адвоката по истребованию документов, необходимых для оказания правовой помощи своим доверителям по адвокатскому запросу или особый статус для адвокатских образований?