Автор Владимир Набоков
На интернет портале Государственной думы опубликован текст законопроекта «об адвокатском запросе» который прошёл третье чтение в Государственной думе, одобрен Советом Федерации и 25.05.2016 направлен Президенту Российской Федерации, ознакомившись с этим законопроектом видно, что некоторые положения этого законопроекта не совсем чётко определяют объём сведений, которые может получить адвокат по адвокатскому запросу.
Долгие годы сразу после введения института состязательности стороны обвинения и стороны защиты в уголовный процесс в Российской Федерации адвокаты ожидали уравнивания прав по сбору доказательств со стороной обвинения, речь шла о необходимости принятия законопроекта «об адвокатском запросе» активная работа в этом направлении проводилась Федеральной палатой адвокатов с 2005 года и сейчас мы находимся в той временной точке, когда практически всеми адвокатами ожидаемый законопроект принят Государственной думой в третьем чтении, он появился на портале Государственной думы и поэтому появилась возможность, просмотрев текст законопроекта поговорить о тех новшествах, которые он вносит в жизнь адвокатуры Российской Федерации.
Прежде всего, в тексте этого законопроекта бросается в глаза упоминание гражданина как субъекта, носителя прав, только вот каких прав, тех прав, которыми наделяется адвокат по этому законопроекту или каких то иных? А если этот гражданин не наделяется равными с адвокатом правами, то зачем тут упоминание гражданина?
Итак, в абзаце первом статьи 5.39 в изложении его в новой редакции читаем: «Неправомерный отказ в предоставлении гражданину, в том числе адвокату в связи с поступившим от него адвокатским запросом…» - следует ли из этого, что этот законопроект предоставляет дополнительные права не только адвокату, но и гражданину, может это означает нечто иное, что под гражданами здесь подразумеваются так называемые «вольные юристы», которые представляют интересы адвокатов по паспорту, в свою очередь эти «вольные юристы» сейчас конкурируют с адвокатами на рынке юридических услуг, представляя интересы доверителей по паспорту Российской Федерации.
Что касается ответственности граждан, то в этом законопроекте об этом ничего не сказано, ясно только то, что несут административную ответственность только адвокаты, в примечании записано «Адвокаты, совершившие административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьёй, несут административную ответственность как должностные лица».
«Требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса определяются федеральным органом юстиции по согласованию с заинтересованными органами государственной власти», «в предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано в случае, если нарушены требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса, определённые в установленном порядке», однако, в пакете документов к данному законопроекту нет тех требований к форме, порядку оформления и порядку направления адвокатского запроса, которых должен придерживаться адвокат, направляющий адвокатский запрос.
«В предоставлении адвокату запрошенных сведений может быть отказано, в случае если запрошенные сведения отнесены законом к информации с ограниченным доступом», вот поэтому и возникает вопрос, а уравнивает ли данный законопроект права стороны обвинения и стороны защиты, если например, у адвоката возникает необходимость в рамках работы по сбору доказательств алиби своего подзащитного направить адвокатский запрос оператору сотовой связи по биллингу конкретного абонента, то предоставит ли оператор сотовой связи информацию по биллину и иную информацию адвокату по адвокатскому запросу?
Помимо темы адвокатского запроса этот законопроект содержит и положения по правовому статусу удостоверения адвоката, конкретизируется форма удостоверения адвоката и порядок её заполнения, подтверждается право на беспрепятственный проход адвоката по удостоверению адвоката в здания районных и иных судов и прокуратуры разных уровней.
Более того, вводиться ограничение по стажу для адвоката, учреждающего адвокатский кабинет, теперь адвокат может учредить адвокатский кабинет только через пять лет адвокатской практики в другом адвокатском образовании.
Законопроект увеличивает круг лиц, которые вправе возбудить дисциплинарное производство в отношении любого адвоката Российской Федерации, если законопроект будет окончательно принят в этом варианте, то возбудить дисциплинарное судопроизводство в отношении адвоката по собственной инициативе сможет Президент ФПА РФ, более того, возбуждение дисциплинарного производства в отношении адвоката теперь возможно по представлению вице-президента Федеральной палаты адвокатов, обоснование возбуждения дисциплинарного судопроизводства - «в исключительных случаях и в целях обеспечения единообразного применения норм ФЗ «об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ», кодекса профессиональной этики адвоката, единства дисциплинарной практики, а также соблюдения решений Федеральной палаты адвокатов».
Ряд положений законопроекта посвящено Комиссии по этике и стандартам Федеральной палаты адвокатов, много нового и в части деятельности совета Региональной палаты адвокатов, но об этом подробнее в следующих публикациях.