Президент ФПА Евгений Васильевич Семеняко в рамках декабрьского интервью изданию "Право.Ru" высказал своё мнение о концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.
«Мы практически единственная страна в Европе, в которой помимо адвокатов юридическую помощь могут оказывать и индивидуальные предприниматели, и люди, не имеющие вообще юридического образования. В результате наряду с адвокатами, которые сдают квалификационные экзамены и несут ответственность за качество своей работы, практикуют люди, утверждающие, что они "решают любые вопросы".
Мне кажется, что в отношении к притязаниям адвокатов на адвокатскую монополию есть много недопонимания. На самом деле частично такая монополия уже существует, и ни у кого не возникает и тени сомнения, что это правильно.Ведь наше уголовно-процессуальное законодательство рассматривает адвоката в качестве единственного юриста, который может брать на себя функции защитника в уголовном судопроизводстве как на предварительном следствии, так и в суде. И это является благом для людей, попавших под суд или под следствие.
Заметьте, мы говорим о "монополии" адвокатуры на судебное представительство. Это важно, потому что сейчас много спекуляций на тему "адвокаты все хотят прибрать к рукам". Да ничего подобного! Помимо адвокатов остаются и корпоративные юристы, и наша позиции не заключается в том, чтобы их принудительно сделать адвокатами. Кстати, мы постоянно имеем дело с тем, что какая-то часть юристов предприятий по тем или иным соображениям пополняют нашу корпорацию. Если это происходит, значит, все-таки возможно и такое развитие ситуации, когда какая-то часть корпоративных юристов сочтет для себя нормальным иметь еще и статус адвоката.
Меня могут упрекнуть в лоббировании этой темы [адвокатской "монополии"]. При решении любого назревшего вопроса всегда находятся люди, которых существующее положение дел устраивает на сто процентов. Но возникает вопрос: должно ли это устраивать тех, кто отвечает за правильную организацию процесса в этой области? А также тех, кто в этой области работает и не хотел бы выглядеть профессионально униженным? Представьте себе – некий юрист, в свое время по недосмотру приобретший статус адвоката, в конце концов "доработался" до того, что был изгнан из сообщества.
Вы знаете, я думаю, что в сегодняшней ситуации представитель этой случайной для нашей профессии публики будет огорчаться до утра следующего дня. Утром он обнаружит, что на самом деле нет никаких препятствий для того, чтобы заниматься тем же – облапошиванием легковерных людей под видом юридической помощи. И делать это абсолютно безнаказанно, поскольку теперь он не связан стандартами адвокатской профессии, его деятельность свободна от контроля со стороны корпоративных органов. Необходима не просто монополия адвокатуры, а необходима монополия профессионала.
Раньше представители судейского сообщества скептически относились к мнению, что адвокатскую монополию в уголовном судопроизводстве следует распространить еще и на арбитражный процесс. Но сегодня позиция судей иная. Они хотят, чтобы в процессах участвовали профессионалы. Если сказать, не лукавя, – наелись судьи общением с непрофессионалами в судебных заседаниях. Это картина печальная не только с точки зрения профессиональных юристов.
Это еще и огромный ущерб для спорящих сторон, который не всегда можно зафиксировать.»
В опубликованном на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения документе указано, что срок доработки окончательного варианта концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи и определения формата ее обсуждения продлен до 31 декабря 2015 г.