Нижегородское сообщество адвокатов решило наказать коммерческие юридические компании, использующие в своих названиях слова «адвокат», «адвокатский» и т. п. Палата адвокатов Нижегородской области обратилась с жалобой в региональное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) на рекламу целого ряда подобных юридических фирм, чтобы привлечь их к административной ответственности и защитить свой статус. Некоторые ответчики еще до возбуждения дела поспешили убрать из своих названий указания на причастность к адвокатуре, отмечая, что использовать в общении с клиентами ставшее общеупотребительным слово им никто не запретит.
Нижегородское управление ФАС проводит проверку по заявлению областной палаты адвокатов на недобросовестную рекламу юридических компаний, использующих в своих названиях и рекламе слово «адвокат» и его производные. В частности, палата попросила привлечь к ответственности такие организации, как юридическая коллегия «Автоадвокат», адвокатское бюро «Жарков и партнер», адвокатский кабинет Дронова Д. В., «Социальный адвокат», адвокатское бюро «Династия», адвокатский кабинет Бильдяева и другие.
«Эти коммерческие фирмы вводят людей в заблуждение, представляясь профессиональными адвокатами. Но чтобы действительно им быть, по российскому законодательству нужно состоять в палате, сдавать квалификационные экзамены, иметь стаж, проходить профессиональную переподготовку, соблюдать кодекс этики, оказывать бесплатную юридическую помощь населению и многое другое. А они (юрфирмы — „Ъ“) сами себе присвоили статус адвоката, который им не принадлежит, причем многие, оказывая некачественные услуги, портят имидж адвокатуры», — сообщил „Ъ“ президент областной палаты адвокатов Николай Рогачев. Посредством антимонопольной службы палата намерена привлечь юристов к административной ответственности. В управлении ФАС сообщили, что дело пока не возбуждено, и в ходе проверки решено привлечь экспертное заключение Министерства юстиции РФ.
Некоторые ответчики решили не спорить с коллегами из адвокатуры. Так, адвокатское бюро «Династия» на прошлой неделе сменило название и стало называться «юридическим бюро». «Закон об адвокатской деятельности действительно дает адвокатам монополию на бренд. Чтобы не экспериментировать и не доводить дело до конфликта, мы решили исключить слово „адвокатское“ из названия. Насколько я знаю, также поступили и другие компании, в частности „Автоадвокат“. Хотя законодательство о рекламе на адвокатскую деятельность не распространяется и, по идее, никакие санкции к нам тут неприменимы. Запретить же использовать слово „адвокат“ в общении с клиентами невозможно. Люди просто не видят разницы между „юристом“ и „адвокатом“, и мы вынуждены использовать этот термин как общеупотребительный», — отметил начальник юротдела «Династии» Алексей Кузнецов. По его мнению, конкурировать надо не на «уровне слов», а качеством работы. В адвокатском кабинете Дронова отметили, что меняют название и на днях заказали новую вывеску.
Комментируя разбирательство, управляющий партнер юридической компании T&K Legal Олег Тимофеев поддерживает действия адвокатов, защищающих свой статус. По мнению эксперта, в данном случае ФАС может усмотреть факты недобросовестной рекламы и вынести предписание об устранении нарушения. «В других регионах такая практика есть, и она вполне успешная. Вообще, это извечный спор. Надо признать, что существует армия „диких юристов“, иногда юридические услуги оказывают люди без профильного высшего образования, а статус адвоката гарантирует, что человек получил квалификацию. Конечно, адвокатский статус тоже не дает стопроцентной гарантии качественной юридической помощи, но в частной практике дела обстоят еще хуже. Необходимо вводить государственные стандарты качества оказываемых услуг», — заключил юрист.
Коммерсантъ Приволжье. (Н.Новгород), №168 (4706),
Роман Кряжев