Резолюция по результатам обсуждения Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи и о совершенствовании законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации.
Исполком Гильдии российских адвокатов (ГРА), Правление и актив Международной ассоциации русскоязычных адвокатов (МАРА) отмечают, что обеспечение гарантированного Конституцией Российской Федерации (ст. 48) право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи возможно лишь в том случае, если адвокат как независимый профессиональный советник по правовым вопросам имеет возможность беспрепятственно и с максимальной полнотой реализовывать свой правовой статус. Эта возможность не может быть обеспечена без государственных, в том числе законодательных гарантий адвокатской деятельности и сохранения адвокатской тайны.
В соответствии с государственной программой Российской Федерации «Юстиция», утверждённой постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 г. №312 в целях повышения уровня защиты прав и законных интересов граждан и организаций, улучшения качества исполнения судебных решений, актов иных органов, а также развития в обществе правовой модели поведения граждан, преодоления правового нигилизма, поддержания устойчивого уважения к закону, предложена к рассмотрению Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи.
Среди законодательных мер, необходимых для достижения целей Концепции, определено совершенствование нормативной базы, в том числе путём принятия соответствующего федерального законодательства и внесения изменений в ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Идеи, изложенные в Концепции, широко обсуждаются внутри адвокатского сообщества, в ГРА, МАРА, ФПА, ФСАР и непосредственно в адвокатских образованиях во взаимодействии с представителями Министерства юстиции РФ и другими государственными и общественными структурами. Во время таких дискуссий адвокаты обращают внимание на наиболее значимые и болезненные проблемы, которые порождает грядущая реформа в соответствии с положениями Концепции, а также текущие, но не становящиеся от этого менее значимыми, проблемы, связанные с надлежащим обеспечением статуса адвоката, а именно проблемы:
- упрощенной процедуры приёма в адвокатуру и предоставления соответствующего правового режима для лиц, оказывающих юридические услуги самостоятельно, либо по трудовому договору в составе юридических служб и департаментов организаций, и филиалов иностранных организаций;
- соблюдения равенства сторон - участников уголовного судопроизводства, устранения обвинительного уклона не только как негативного свойства уголовной юстиции, но и как формы правового нигилизма современного правоприменителя;
- повышения оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, предварительного следствия или суда (поддержать обращение президента ФПА РФ к Президенту РФ об увеличении базовой ставки оплаты труда адвоката в день с 550 рублей до 2000-3000 рублей);
- негативного прогноза налогообложения адвокатских образований в связи с переходом на коммерческие основы осуществления адвокатской деятельности, в связи с чем возможно повышение размера оплаты труда адвоката, что не может не сказаться негативно на востребованности такого рода услуг среди малоимущего населения и даже лиц со средним достатком;
- укрепления принципов демократичности выборных процедур руководящих органов адвокатского самоуправления;
- участия адвокатского сообщества в работе по разработке и подготовке законопроектов, направленных на регулирование адвокатской деятельности, а также обеспечения юридической защиты прав и законных интересов граждан и организаций.
Исполком ГРА, Правление и актив МАРА в целом поддерживают Концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанную Министерством юстиции РФ, и считают необходимым предложить уполномоченным органам государственной власти активизировать работу по реализации целей Концепции, в том числе ее законодательной составляющей, с учётом мнений и замечаний, поступающих в Министерство юстиции РФ и иные заинтересованные организации. Такая консолидация усилий внутри гражданского общества совместно с органами государственной власти позволит осуществить реформу адвокатуры с учетом мнений всех сторон, что будет способствовать достижению поставленных в ней целей, и в первую очередь, обеспечит интересы личности, признаваемые статьёй 2 Конституции РФ, высшей ценностью.
Настоящую резолюцию направить в Администрацию Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, опубликовать в средствах массовой информации.