В ушедшем 2019 году не стало Советского кинорежиссёра Георгия Данелия, он вошёл в историю Советского и Российского кинематографа как автор комедийных фильмов, имевших большой успех у кинозрителя, Георгий Данелия режиссёр таких картин «Осенний марафон», «Мимино», «Кин Дза ДЗА», «Афоня».
В своих фильмах Георгий Данелия несколько раз прибегал к освящению работы правоохранительной системы, например, в фильме «Мимино» он освятил с положительной стороны работу адвоката, которая защищая Мимино в суде, не дает сломать судьбу Мимино и спасает его.
В фильме «Афоня» Георгий Данелия на примере того, что случилось с Афоней на танцах, показал, как работает правоохранительная система, когда милиция вместо того чтобы привлечь к ответственности граждан, которые избили Афоню после танцев, по факту драки задерживает только самого потерпевшего Афоню.
На сегодняшний день, фильму «Афоня» уже 45 лет (1975 года), нередко это фильм вспоминают, вот например историк Александр Колпакиди (надо заметить уважаемый историк) так говорит о фильме: - «Художественный фильм «Афоня» - это загадочный фильм, где рабочий человек, т.е. главный герой фильма, показан мерзавцем, алкоголиком, человеком оскорбляющим женщину.»
Кто из посмотревших фильм, может ответить на вопрос сколько раз за весь фильм Афанасий показан в состоянии алкогольного опьянения?
Исторически советский кинематограф в качестве главных героев воспевал сильные волевые личности, сделав их примером для подражания советских людей.
В фильме «Афоня» может быть впервые в советском кинематоргафе главный герой это не пример для подражания, не Павка Корчагин, не коммунист, не следователь, распутывающий сложное дело, не герой, который преодолевая трудности добиваться чегото, побеждает.
В х/ф «Афоня» главный герой самый обычный, реальный человек Афанасий Николаевич Борщёв сантехник, живущий и работающий в Ярославле в 1975 году, ему немного за тридцать, он уважаемый специалист, то есть имеет определённый социальный статус, собственное жильё.
Хотя фильм «Афоня» представлен в зрителю качестве комедийного и везде проходит как кинокомедия, но сам режиссёр Георгий Данелия говорил о нем, что это вообщем, грустная история.
Хочется добавить, что некоторые кинокритики определяют Афанасия, как отрицательного героя, из за того, что он эгоистичен и находится в поисках себя, своего персонального счастья.
Ну и что, разве это характеристика для отрицательного героя…злодея?
На мой взгляд, Георгий Данелия показал Афанасия обычным человеком, трудится, отдыхает, вообщем живёт «одним днём» аванс, в столовую – пиво с водкой, находит компанию в лице Коли – штукатура (Евгений Леонов), ходит на танцы, в основном для того, чтобы найти даму сердца.
Георгий Данелия не скрывает того, что советские сантехники в тот период «колымили» на работе, предлагая разного рода запчасти к сантехнике ….
Если говорить о характеристике, которую выдал директор ДЭЗа Владимир Николаевич (Угрюмый), который считает Афоню опасным, потому что по его мнению Афоня – равнодушный человек, то с этим нельзя согласиться, разве равнодушный человек приютил бы у себя знакомого, которого выгнала из дома жена? Речь идёт о штукатуре Коле (Евгений Леонов). Равнодушный человек, эгоист на самом деле не стал бы стеснять себя присутствием в доме другого мужчины.
Необходимо отметить то, что Афанасий - это человек, в котором есть остатки свободы, он не принимает всё безропотно. Во время аварии возражает мастеру Людмиле, объясняет, что воду он перекрыл, пусть далее работает специальная бригада, рабочий день закончен, не обязан после работы вкалывать. Афоня может поспорить, возразить собеседнику это в том эпизоде, когда штукатур Коля (Евгений Леонов), говорит ему что нужно жениться, то Афанасий отвечает – «Накой! Что бы меня из дома, так же как и тебя, жена выгнала…»
Но ведь система не принимает даже намёка на свободолюбие, «каждый нормальный индивидуй обязан вступить в брак» иначе ты не нормальный, если руководитель просить остаться после работы и продолжить работать по устранению аварии, то так и надо делать….будь таким как все…..!
Давайте вместе разберёмся и постараемся ответить на вопрос является ли Афанасием, мерзавецем?
Может быть Афоня - это обычный человек, не герой и не злодей, но скорее в силу стечения обстоятельств (случайностей) попавшим в «жернова системы» ?
По сюжету фильма в течении нескольких дней на Афанасия по месту работы с небольшими промежутками во времени приходят два письма из милиции, плюс накануне прихода второй бумаги, ситуация усугубляется ещё и тем, что Афоня на аварии не выполняет указание мастера Людмилы (Валентина Талызина) и уходит, это разозлило Людмилу, естественно, что на собрании трудового коллектива особенно яростно выступила с обвинениями в адрес Афони.
На эмоциях, вероятно оттого что накануне Афоня без её разрешения ушёл с аварии мастер Людмила (Валентина Талызина), выступает с обвинительной речью… «Как жалко, что на наших глазах гибнет наш товарищ..»
Да, у Афони были непростые отношения с мастером Людмилой (Валентина Талызина), но стоит отметить, что в начале фильма Афанасий делает ей комплимент когда, говорит что её больше двадцати лет не дашь.
Далее Людмила продолжает - «Борщёв на наших глазах в хулигана и пьяницу превращается, у тебя оно на уме взятки с жильцов брать, напиться и в вытрезвитель, ты же неандерталец!»
Слова о взятках режет слух начальству, и начальник ЖЭКа Владимир Николаевич «Угрюмый» спрашивает у Людмилы – «Есть ли факты взяток?»…..
Удивительно, но на собрании трудового коллектива Афоню «прессуют» как будто руководство специально искало повода для того, чтобы понизить Афоню в должности, заметим, что ранее Афоня не был в неразрешимом конфликте с начальством, у него не было непримиримых врагов на работе, которые желали бы ему плохого и инициировали бы его преследование!
Присутствующие на собрании члены трудового коллектива ДЭза проявляют равнодушие к происходящему, не хотят вникнуть в суть проблемы, несмотря на то, что секретарь собрания предлагает задавать вопросы, но никто не задаёт Афанасию ни одного вопроса.
Поскольку несколько дней назад на ранее проведённом собрании по факту разбора предыдущего письма из милиции по случаю купания Афони в фонтане, Афанасий получил строгий выговор с предупреждением, то по итогам второго собрания и поскольку имело место рецидив, Афанасия наказывают тем, что переводят его с должности слесаря - сантехника 4го разряда в разнорабочие.
Особенно цинично на мой взгляд поведение руководителя ДЭза Владимира Николаевича «Угрюмого», который имеет такой солидный и внушительный вид, более того он приходит вечером к Афанасию домой и говорит что все хотят помочь Афанасию. Стоит отметить то, что именно Владимир Николаевич «Угрюмый», как умудрённый опытом человек, обязан был разобраться в ситуации и не слушать ни Людмилу, ни другого работника, который просил уволить Афанасия, а настаивать на вынесении более мягкого для Афанасия наказания и на этом ограничиться.
Владимир Николаевич «Угрюмый» видимо где то понимая, что поступил несправедливо, пришёл вечером домой к Афоне объясняться, однако в процессе диалога заклеймил его назвав равнодушным - на что Афанасий ответил что все разные, Вы – «Угрюмый», Коля – женой затюканый – «я ни к кому не лезу, никого жить не учу».
Афанасий хочет просто жить, при ком угодно, при любом строе, в авторитарном государстве или демократическом, чтобы как он сам говорит «не лезьте ко мне, я ни к кому не лезу», тем не менее, Афанасий не лишён, чувства сострадания, после окончания рабочего дня может остаться для ликвидации аварии, из затопленного подвала спасает кошку, что совсем не подходит под определение «Угрюмого».
Ну, если как говорит «Угрюмый» все ему хотят помочь, то почему он и никто другой из присутствующих на собрании, не поинтересовались у Афанасия о том, что действительно произошло на танцах, почему - то правильный Владимир Николаевич «Угрюмый» свалил в одну кучу происшествие на танцах и то, что Афанасий менял финскую мойку у асторонома на другую.
Если мы попытаемся понять причину инцидента на танцах и раскрутим назад, то причиной всего стало всего лишь небрежно брошенное Афанасием слово «Козёл ты на не дама…», но при этом Афанасий сразу смягчил «прекрасная погода, не правда ли…».
Тем не менее, что после танцев на Афанасия накинулась и стала избивать группа молодых людей, однако милиция и по факту драки задержала только Афанасия, далее он доставлен в отделение милиции. Факт привода в милицию имел место и был документально зафиксирован и именно этот привод в милицию по факту драки прямую повлек потерю Афанасием престижной работы, его из слесаря 4го разряда перевели в разнорабочие, что для него оказалось трагедией и выбило почву из под ног, он вошёл в подавленное состояние.
В концовке фильма Афанасий показан глубоко подавленным человеком, в этом состоянии на аэродроме его находит Катя, которую ранее он до этого неоднократно отвергал, но теперь он уже с радостью решил отдаться ей и соглашается на её руководство и опеку. Ранее Екатерина пыталась советовать Афанасию, что бы он за ум взялся, ошибки всегда можно исправить, главное, чтобы человек был хорошим.
Что касается концовки фильма то в интервью журналисту Дмитрию Гордону в 2016 году Георгий Данелия высказывает сожаление о том, что снял продолжение истории в с событиями в деревне и соответственно именно такую концовку фильма.
Исходя из этого, на мой взгляд, Георгий Данэлия на примере того, что случилось с Афоней, показал пример того, как матрица системы может расправиться с обычным человеком, даже не представляющим для неё никакой опасности, Афоня не оппозиционер, не диссидент.
Техническими инструментами прессинга в данном случае на разных стадиях выступают хулиганы, избивавшие Афону после танцев, милиция, которая вместо того чтобы возбудить уголовное дело, где Афанасий должен фигурировать потерпевшим, направляет письмо по факту драки по месту работы Афони, равнодушный трудовой коллектив ЖЭКа, начальник ЖЭка Владимир Николаевич «Угрюмый», инициировавший именно такое решение собрания трудового коллектива.